середу, 4 вересня 2013 р.

Эсхатон - или немного о хронополитике упругих сообществ

Обсуждение концепции упругих сообществ неизбежно связано с вопросами хронополитики [1], поскольку для обеспечения необходимой упругости [2], сообществам необходимо, в определенном смысле, жить в будущем - поскольку именно там находятся все вызовы и угрозы.

Целью этой короткой публикации является ведение в дискурс о безопасности понятия «эсхатона» [3], как нового фактора, создающего рамки, ограничивающего возможности в обеспечении безопасности, и одновременно представляющего непосредственную угрозу безопасности современных сообществ.

Под эсхатоном в данном случае понимается синтетическая идея «горизонта событий» [4], которому предшествует ускорение течения, «сжатие» исторического времени,  а за пределами которого невозможно сколь-нибудь достоверно предсказать будущее. Данная идея устанавливает связи между такими разноплановые феноменами, как эсхатологическими представлениями религий и популярными убеждениями о «конце Света», индивидуальной эсхатологией, концепцией «конца истории», и понятием «сингулярности» [5].

Вся предшествующая история человечества, в условиях низкого уровня и качества жизни при незначительном разрыве между бедными и богатыми, выработала индивидуальную эсхатологию, призывающую к духовности и смиренности в земной жизни. Зависимость хозяйства от природных циклов и способности местных экосистем к воспроизводству закрепляли веру в единство с природой и поощряли бережное к ней отношение. Сотни поколений рождались, жили и умирали, практически так же, как и их предки, изменения происходили постепенно, преодолевая подобный консерватизм и неразвитость средств коммуникации. Спорадические (вокруг круглых или символических дат) ожидания «конца света» не могли серьезно повлиять на общественное развитие, а в условиях низкого антропогенного следа – и на способность экосистем к воспроизводству.

Возродившись в эпоху массовой культуры, и став неотъемлемой частью «цайтгайста» эпохи (очевидно, начало было положено во время Карибского кризиса), ожидания апокалиптических событий вместе со все более ускоряющимся темпом изменений (берущих начало в экспоненциальном росте технологических инноваций) проникли в индивидуальное сознание. Для части населения результатом стало переосмысление целей и способа жизни, стремление к новой духовности («Нью эйдж»), стремление к коммунному образу жизни и т.о. отход от активной экономической деятельности. На других эсхатон подействовал противоположным способом: напротив, целью жизни стал гедонизм, а экономической активности – максимизация прибыли, игнорирование экстерналий [6]. В силу естественных причин первые стали «хиппи» и «дауншифтерами», а последние – поднялись на вершину экономической и социальной пирамиды, возглавили транснациональные корпорации, правительства, стали идолами популярной культуры.

Данные процессы привели к современному разрыву социальной "ткани", сделали дисфункциональными многие общественные институты, столкнули людей между собой и с природой, и все дальше подталкивают мир к переходу в новый гомеостаз, в котором человеческая цивилизация может оказаться лишней.

Именно в данном контексте при управлении конкретными общинами важно принимать во внимание возможность "худшего сценария", в то же время, не переступая черту, за которой все общественные ресурсы и "психическая энергия" будет направлена в непрогнозируемое будущее. Примерами с разных полюсов упругости могут служить общины в Японии, которые столкнувшись с разрушительным цунами, эффективно противостояли и быстро оправились от его последствий - и Пензенские сектанты, которые массово поверили в скорый конец света и жили полгода под землей в его ожидании [7].

Примечания:

1. Хронополитика - это одновременно и дисциплина, посвященная изучению неоднородности исторического и политического ("человеческого") времени, и рефлексии о его восприятии в конкретных исторических и политических условиях, а также сфера практической политики, оперирующая восприятием времени определенными целевыми группами.

2. Под упругостью сообщества понимается "мера устойчивой способности определенной общины использовать имеющиеся ресурсы, чтобы ответить на неблагоприятные ситуации, противостоять им, и оправиться от них." Ссылка на источник и другие определения тут: http://resilience-ua.blogspot.com/2013/03/blog-post_5887.html

3. Термин заимствован у Теренса МакКенны, не разделяя, тем не менее, положения его «теории новшества». Истоки термина - в древнегреческой философии пифагореизма.

4. В физическом смысле такие «горизонты событий» имеют черные дыры.

5. Теоретическая точка в развитии технологической цивилизации на основе «закона Мура».

6. Об экстерналиях см. интервью с Девидом Сузуки: http://youtu.be/rO3hrmmuYQY

7. Примечательно, что в новости о пензенских сектантах упомянут Джеймс Лавлок, автор Теории Геи и «возврата к устойчивости»: http://inosmi.ru/panorama/20080403/240616.html

Немає коментарів: